Персоналии. Константин Иванович Михайлов-Стоян

Константин Иванович Михайлов-Стоян
(1853 - 1914)


[Родился 25.3(6.4). 1853, с. Большой Буялык, Херсонская губерния, Российская империя — Умер 13(26).6.1914, София, Болгария] - болгарский артист оперы (лирико-драматический тенор), режиссёр, вокальный педагог, музыкально-общественный деятель. Настоящая фамилия - Стоян; сценические псевдонимы - Михайлов и Светлов-Стоян. Родился в селе Большой Буялык Херсонской губернии, ныне Большой Буялык Одесской области, в многодетной семье выходцев из Болгарии. По окончании Одесской гимназии преподавал арифметику в Елизаветграде и Евпатории.
С 1881 жил в Симферополе, где работал в оперетте сначала хористом, затем выступал в ведущих партиях. С 1879 обучался пению в Санкт-Петербургской консерватории (класс В.М.Самуся). Через год с большим успехом выступал в различных провинциальных труппах.
В 1882—1886 певец и актер украинской труппы М.Л.Кропивницкого и М.П.Старицкого (в том числе в Ростове на Дону, 1884), а также артист оперетты в Саратове.
В 1888—1890 и 1897/1898 солист московского Большого театра.
В начале 1890-х гг. совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у Мартина Петца и Гваданини.
В 1890—1893 выступал в "Товариществе оперных артистов" И.П.Прянишникова в Москве и Киеве (сезон 1891/1892).
В 1893—1894 солист Санкт-Петербургского Мариинского театра (дебютировал в партиях Финна — "Руслан и Людмила" М.Глинки и Ленского — "Евгений Онегин" П.Чайковского), с 1894 пел на оперных сценах Одессы, Киева, Саратова, Казани, Вильно (ныне Вильнюс). В 1897 организовал оперное товарищество, с которым выступал в Витебске, Керчи, Смоленске. Гастролировал в Болгарии (1899), Саратове (1900), Казани (1900) и Риге (1903). Обладал красивым сильным, ровным голосом во всех регистрах и широкого диапазона. Проявил комическое дарование в характерных партиях.

    Михайлов-Стоян был собирателем и пропагандистом народных песен и песенного творчества славянских народов. В Москве принимал участие в концертах музыкально-этнографических комиссий, в которых замечательно исполнял народные песни. Концертный репертуар включал также романсы русских композиторов, в том числе П.Чайковского ("Отчего", пел под управлением автора, 1891). Последнее выступление певца в России состоялось в 1904 в Санкт-Петербурге на "Вечере современной музыки".
    Вёл педагогическую работу в Вильно (ныне Вильнюс), Ростове на Дону (был директором Музыкального училища). С 1907 жил в Софии, где по поручению руководства Музыкального союза составил проект организации оперного театра. (В 1890-х гг. идея создания болгарского национального оперного театра была поддержана А.Чеховым, с которым певца связывали дружественные отношения.)
   В 1908 совместно с Д.Козаковым организовал товарищество "Болгарская оперная дружба", где до конца жизни работал певцом, режиссёром и директором. В 1921 на основе этого товарищества была создана Народная опера.


    Впервые поставил в Болгарии русские классические оперы (в том числе "Демон" А.Рубинштейна и "Русалку" А.Даргомыжского), а также ряд опер национальных и зарубежных композиторов. Записывался на грампластинки (14 произведений, в том числе украинская народная песня "В огороді пастернак") в Санкт-Петербурге ("В.М.Ребиков", 1903, 1904). Автор теоретических работ по искусству пения. Умер в Софии 13 июня 1914 года.

1-й исполнитель партий: в Ростове на Дону — Андрея ("Запорожец за Дунаем" С.Гулак-Артемовского, 1884); в Киеве — Владимира Игоревича ("Князь Игорь" А.Бородина, 1891); в Москве — Левко ("Майская ночь" Н.Римского-Корсакова, 1892); в московском Большом театре — Ерошки ("Князь Игорь" А.Бородина, 1898).
Лучшие партии: Баян ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Мисаил ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Паисий ("Чародейка" П.Чайковского), Школьный учитель ("Черевички" П.Чайковского), Герман ("Пиковая дама" П.Чайковского), Ленский ("Евгений Онегин" П. Чайковского; композитор дал высокую оценку его исп. этой партии), Трике ("Евгений Онегин" П.Чайковского); Тамино ("Волшебная флейта" В. А.Моцарта), Фауст (одноим. опера Ш.Гуно), Альфред ("Травиата" Дж.Верди), Канио ("Паяцы" Р.Леонкавалло), Тангейзер (одноим. опера Р. Вагнера).
Другие партии: Синодал ("Демон" А.Рубинштейна), Вагоа ("Юдифь" А.Серова), Вася ("Вражья сила" А.Серова), Княжой дурак ("Рогнеда" А.Серова), Дефорж ("Дубровский" Э.Направника); Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Рембо ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера), Герцог ("Риголетто" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж.Верди), Радамес ("Аида" Дж.Верди), Беппо ("Паяцы" Р. Леонкавалло), Туридду ("Сельская честь" П.Масканьи), Йонтек ("Галька" С.Монюшко). Партнёры: Е.Г.Азерская, А.П.Антоновский, С.Г.Власов, В.Е.Грицай, М.А.Дейша-Сионицкая, А.М.Пасхалова, И.П.Прянишников, Л.В.Собинов, И.В.Тартаков, С.Е.Трезвинский, В.С.Тютюнник, П.А.Хохлов, М.Эйхенвальд. Пел под управлением У.И.Авранека, И.В.Прибика и др.
Сочинения:
Исповедь тенора. Тома 1—2. — Москва, 1895—1896;
Генезис, анализ и метод естественного пения. Руководство к быстрому достижению правильного и хорошего пения. — Москва, 1898 (5-е издание, исправленное, переработанное и дополненное, под заглавием: Законы вокальности. Опыт построения первого обосновывающего теоретического и практического метода пения на основе генезиса звука, анализа хорошего пения и способа естественного звукосозидания. Популярное изложение. — Москва, 1912);
Наш театр и его нужды. — Москва, 1901;
Два гения — две сестры. К 100-летнему юбилею М.И.Глинки. — Санкт-Петербург, 1904;
Глинка и Пушкин в "Руслане и Людмиле" (История пророчества в "Руслане и Людмиле"). 4-е издание под заглавием: "Судьба России в "Руслане и Людмиле". (Пророчество и история в "Руслане и Людмиле"). — Санкт-Петербург, 1905;
Наши народные песни и законы вокальности в их колыбели и общественной жизни. — Минск, 1912;
По въпроса за основянето на българска народна опера. — София, 1907; в русском переводе - Исповедь тенора, тома 1-2, Москва, 1895-1896;.

Литература: Ярон С.Г.Воспоминания о театре (1867—1887). — Киев, 1898. Страницы 355—356; Амфитеатров А.В. Записная книжка: Титто Руффо. А.Г.Меньшикова. Иза Кремер. О пении / о болгарском певце Михайлове-Стояне / Масканьи / Там же; Яша Рубинштейн сын А.Г.Рубинштейна // Одесские новости. 1910. № 8236; Михайлов-Стоян. (Некролог) // Музыка. 1914. № 1. Страница 10; Державин К.Н. Болгарский театр: Очерк истории. — Москва; Ленинград, 1950. Страницы 245—246; Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 томах — Москва, 1978. Том 6. Страницы 119.

Комментарии