Михайлов-Стоян Константин Иванович. Биография

Михайлов-Стоян, Константин Иванович (25.03.1853-13.06.1914). Оперный певец (тенор) и режиссер. Основатель Софийской народной оперы (1908). Родился в с. Большой Буялык Херсонской губернии (ныне - Благоево) Ивановского района Одесской области в семье болгарских переселенцев из Елхово (Болгария). Первые впечатления о болгарских народных песнях сложил благодаря бабушке, которая знала много народных песен. Первоначальное образование получает у себя в селе. Потом учится в Одесской гимназии (1872), где становится солистом хора в университетской церкви и поет в архиерейском хоре, где и проявляется его певческий талант. Отсутствие средств на учебу заставляет его работать учителем в Елисаветграде и лишь в 1876 г. он поступает в Петербургскую консерваторию, где вновь из-за отсутствия средств проучится всего четыре месяца.
Его становление как певца и артиста стало возможным благодаря его упорному труду и выступлению на русских оперных сценах. Его регулярная артистическая деятельность началась в 1881 г. в оперной труппе в Симферополе, где он дебютировал в роли Париса и Пигмалеона в «Галатее». Став оперным певцом, он гастролирует по всей России с различными оперными группами. В 1888 г Михайлов-Стоян был принят по конкурсу солистом в Большой театр. В 1890 г. поступает в оперную труппу И. П. Прянишникова и работает с ним до конца ее существования. В 1895-1896 гг. замещает в итальянской оперной труппе в Москве известного исполнителя - Мазини, после чего с успехом работает в Мариининском театре в Петербурге. С 1897 по 1899 гг. снова пост в Большом театре в Москве.
В 1899 г впервые посещает Болгарию и дает самостоятельный концерт с другой бессарабской оперной певицей Катей Стояновой и пианисткой Марой Черен. Они гастролируют по всей стране с концертами с ошеломляющим успехом. В Болгарии Михайлов-Стоян знакомится с музыкальной жизнью страны, собирает народные песни и предлагает министерству просвещения создать в Софии профессиональную оперную труппу. Однако предложения Михайлова-Стояна не находит поддержки у министерских чиновников, и он возвращается в Россию. В Нижнем Новгороде Михайлов-Стоян поет вместе с Ф. Шаляпиным (1902), а в 1903 г - в Хельсинской опере и преподает в Вильнюсском музыкальном училище. С 1905 г. он - директор музыкального училища в Ростове-на-Дону. В 1907 г. вновь возвращается в Болгарию и вместе с Й.Н. Вульпе и его супругой Б. Гюзелевой- Вульпе устраивает турне по Болгарии. Также вновь поднимается вопрос о создании болгарской оперы. Дискуссия в прессе, в чиновничьих кругах и певческой среде, длившаяся почти год, сформировала общественное мнение, что дало возможность создать «Общество оперной дружбы», куда вошли супруги Вульпе, Мара Василева, Драгомир Казаков, Желю Минчев, Панайот Димитров и другие, первый концерт которых состоялся 18 октя¬бря 1908 г. в Софии. Именно эта дата и считается днем создания Софийской оперы. С этого исторического момента и до конца своей жизни К. И. Михайлов-Стоян возглавлял болгарскую оперу и как режиссер и как певец. Перу Михайлова Стояна принадлежат труды: «К вопросу об основании Софийской оперы» (София, 1907), «Исповедь тенора» в 2-х т. (Москва, 1895-1896), «Глинка и Пушкин в «Руслане и Людмиле», 4 изд., СПБ, (1905), «Законы вокальности», (5 изд., М., 1912).

Лит.: Български прсглед.-З.- 1896,- № З.-С. 161; Петров, С. Очерци по история на българската му- зикалнакултура.-Том 1С., 1959; Епциклопедия за българската музикална култура.-С., 1967.-С. 309- 310; Енциклопедия България.-Том 4.--София, 1984,- С. 295; http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/199934; http://bsc.sci-lib.com/article077121.html;

Комментарии

Популярные сообщения